Принципы организации лесопользования

Принципы организации лесопользования

Организационно Минское ГПЛХО подчинено Министерству лесного хозяйства Республики Беларусь и осуществляет управление 21 государственным лесохозяйственным учреждением, обеспечивая реализацию единой лесной политики.

Кроме лесхозов Минского ГПЛХО лесное хозяйство на территории области ведут Управление делами Президента Республики Беларусь, Министерство образования Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, Минский и Солигорский исполнительные и распорядительные органы.

Лесоуправление Минским ГПЛХО осуществляется на основе системы управления лесами и лесными ресурсами, основанными на принципах постоянства, равномерности, неистощительности и комплексности, обеспечивающими экономически эффективное, экологически ответственное и социально ориентированное лесное хозяйство и лесопользование, сохранение биологического и ландшафтного разнообразия, выполнение лесами многогранных функций.

Использование, охрана, защита и воспроизводство лесов осуществляется с соблюдением принципов рационального использования лесных ресурсов, сохранения и усиления средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, рекреационных и иных функций лесов, сохранения биологического разнообразия, естественных экологических систем, типичных и редких природных ландшафтов и биотопов, приоритета воспроизводства лесов над лесопользованием.

Лесное хозяйство – отрасль экономики, задачами которой являются обеспечение охраны, защиты и воспроизводства лесов, рационального (устойчивого) использования лесных ресурсов, сохранения и усиления средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов, а также обеспечение потребителей лесной продукцией.

В Минской области общая площадь лесного фонда составляет 1,7 млн. га, из них покрытые лесом земли занимают площадь более 1,5 млн. га.

В соответствии с экологическим, экономическим и социальным значением лесов, их местом нахождения и выполняемыми ими функциями леса делятся на природоохранные, рекреационно-оздоровительные, защитные и эксплуатационные. В зависимости от категории в лесах установлены различные режимы лесопользования.

В Минской области леса с установленными ограничениями при проведении лесопользования (природоохранные, рекреационно-оздоровительные, защитные) занимают площадь 644 тыс. га или 37% от площади всех лесов. В данных лесах проводятся преимущественно рубки ухода, направленные на формирование лесных насаждений и санитарно-оздоровительные мероприятия, проводимые при необходимости удаления из насаждений поврежденной древесины. В некоторых случаях, с целью сохранения средозащитных функций лесных насаждений и формирования устойчивых лесов естественного происхождения, в природоохранных и водоохранных лесах проводятся несплошные рубки главного пользования.

Есть свои ограничения и при проведении рубок в эксплуатационных лесах. Назначение способа проведения рубок главного пользования – выборочный или сплошной, зависит от возможности формирования, в минимальный после проведения рубок срок, устойчивого и высокопродуктивного естественного насаждения. Объем вырубаемой древесины определяется с учетом принципа рационального (неистощимого) использования лесных ресурсов и зависит от возрастной структуры лесов, установленного режима лесопользования и устанавливается при проектировании объема лесопользования лесоустроительной организацией. Ежегодный объем заготовки древесины по всем видам рубок составляет порядка 4,5 млн. кубометров, в то же время запас древесины в лесах увеличивается на 6,5 млн. кубометров в год, что соответствует принципу неистощимости лесопользования.

Критерием правильности ведения лесного хозяйства в Минской области является показатель лесистости, который имеет положительную динамику и по состоянию на 1 января 2021 года составляет 38,4% от общей площади земель области.

Безусловно, вырубки леса оказывают воздействие на окружающую среду, но происходящие в экосистеме изменения носят кратковременный и локальный характер. Лесопользование проводится с учетом экологического, экономического и социального значения лесов их местонахождения и выполняемых ими функций. Проведение рубок проводится в соответствии с проектами лесоустройства, прошедшими обязательную Государственную экологическую экспертизу, подтверждающую соответствие назначенных рубок законодательству об охране окружающей среды и направленные на рациональное использование природных ресурсов. На вырубках в установленные сроки проводится лесовосстановление.